четверг, 16 февраля 2017 г.

Эхо события: ПУШКИН И МУЗЫКА


ПУШКИН И МУЗЫКА
Под знаком 180-летия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина

В Пушкинской литературной гостиной детской библиотеки имени А.С.Пушкина 20 января 2017 года для старшеклассников школ №3 и №12 был организован музыкальный час с участием поэтов-бардов Людмилы Мехедко, Ларисы Сокоренко и Эдуарда Фёдорова – членов литературно-музыкального объединения «Крылья».
Вместе с поэтами мы обратились к светлому образу Александра Сергеевича Пушкина и его бессмертным творениям, которые получили новое рождение благодаря известным и малоизвестным композиторам и музыкантам.
Пушкин писал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!». В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная Пушкиниана насчитывает тысячи названий. На его литературные творения положена музыка и созданы оперы, романсы, симфонические произведения, музыкальные драмы, балеты, народные песни.
«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки…» – писал и композитор Александр Серов, а композитор Анатолий Лядов говорил: «О, Пушкин, Пушкин! Вечный лучезарный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!»                                                                         
Неимоверно велика роль творчества Александра Сергеевича Пушкина в развитии русской музыкальной культуры! Яркие и эмоционально насыщенные образы его произведений позволяют композиторам создавать красивую музыку. Однако хочется немного рассказать о значении  и влиянии музыкального искусства на жизнь и творчество самого Пушкина, сила воздействия на которого была очень велика. Музыкальные впечатления детства Пушкина – это русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и  интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука. Известно, что его няня – Матвеева (Яковлева) Арина Родионовна не только хорошо знала множество сказок, поговорок, пословиц, былин, но и обладала красивым голосом. Маленький Пушкин часто слышал, как она пела  русские народные песни. Позже, вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Наперсница волшебной старины…
…Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила…

В годы учёбы в Царскосельском лицее жизнь Пушкина была наполнена интересными музыкальными впечатлениями, он часто посещал домашний театр графа Толстого, в котором слушал оперы Россини, Фомина. Позже, находясь на службе в Коллегии иностранных дел в Петербурге, он соприкасается с музыкой в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности. В этот период его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Николаем Корсаковым и Михаилом Яковлевым.
За шесть лет ссылки Пушкин был оторван от столичной жизни. По возвращению он с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Александр Сергеевич появляется на концертах в филармоническом зале, на музыкальных вечерах у Зинаиды Волконской, дом, который был, как писал Вяземский, «волшебным замком музыкальной феи…». Поэт часто бывал в Москве в Петровском (ныне Большом) театре, слушал оперы Моцарта и Вебера. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил её сразу и ответил на злобные выпады стихами:

…Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачаясь,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь…

Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Поэт часто встречался с композитором, который сочинил музыку ко многим произведениям писателя. На непревзойдённый шедевр Пушкинской любовной лирики «Я помню чудное мгновенье…» Михаил Глинка создал известный русский романс, который звучит в исполнении многих известных артистов. При жизни Александра Пушкина Михаил Глинка создал и оперу по поэме «Руслан и Людмила». Как и сама поэма, опера имел ошеломляющий успех.
Постепенно круг композиторов и музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширялся. При жизни поэта на его стихи также писали романсы известные композиторы Алексей Верстовский и Александр Алябьев. Многие романсы вошли в постоянный светский репертуар: «Чёрная шаль» и «Старый муж» (композитор А.Верстовский), «Зимний вечер» (композитор М.Яковлев).
Произведения Александра Сергеевича Пушкина широко звучали в музыке второй половины ХІХ века, когда поэта уже не было на этой земле. Композиторами были созданы оперы: «Русалка» (Александр Даргомыжский), «Борис Годунов» (Михаил Мусоргский). «Сказка о царе Салтане» и «Золотой Петушок» (Николай Римский-Корсаков), «Алеко» (Сергей Рахманинов). Большую известность получили оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», сочинённые Пётром Чайковским.
Композиторы ХХ века на произведения Александра Пушкина создали  более 500 романсов, множество опер, балетов, сочинили музыку к различным спектаклям и кинофильмам. Среди них Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов. Композитором  Анатолием  Быкановым создано музыкальное представление «Сказки о попе и его работнике Балде» (единственная сказка, не напечатанная при жизни Пушкина).
Пушкин писал:

…Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлинном мире
Жив будет хоть один пиит!..

К бессмертным творениям Александра Сергеевича Пушкина и в ХХІ веке продолжают обращаться известные и малоизвестные композиторы и музыканты, среди них и участники литературно-музыкального объединения «Крылья». Музыкальный час составили Пушкинские произведения в музыкальном обрамлении и исполнении Ларисы Сокоренко: «Чёрная шаль» (в стиле цыганского романса), «Прощание» (в жанре русского романса), «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (в ритме маршевой песни). К последним строфам романа «Евгений Онегин» Эдуард Фёдоров сочинил музыку – получилась красивая лирическая песня, которая прозвучала в исполнении дуэта Людмилы Мехедко и Эдуарда Фёдорова. Также на экране был представлен фрагмент романа-оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. В великолепном исполнении Дмитрия Хворостовского (видеозапись) старшеклассники послушали романс «Я помню чудное мгновенье…» Александра Пушкина и Михаила Глинки. Через экран звучала и увертюру композитора к гениальной поэме «Руслан и Людмила». Был показан и фрагмент музыкального представления о героях Пушкина - попе и его работнике Балде. В исполнении Людмилы Мехедко прозвучали Пушкинские романсы «Зимний вечер», «Не спрашивай, зачем унылой думой…». Все эти произведения звучали по ходу моего рассказа о Пушкине и музыке в его жизни.
Десятого февраля вся мировая общественность отметила трагическую дату в судьбе Александра Сергеевича Пушкина – 180 лет со дня смерти поэта. Безжалостная рука французского офицера Жоржа Дантеса остановила жизнь Пушкина в неполные тридцать восемь лет. Как жаль! Ведь так много ещё смог бы он сказать через магию своего поэтического дара. Заключительным аккордом музыкального часа стала песня «А всё-таки жаль…» Булата Окуджавы, исполненная Людмилой Мехедко.

Галина Сташкевич, ведущая Пушкинской литературной гостиной
и руководитель литературно-музыкального объединения «Крылья»









Комментариев нет:

Отправить комментарий