ПУШКИН И МУЗЫКА
Под знаком
180-летия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина
В Пушкинской
литературной гостиной детской библиотеки имени А.С.Пушкина 20 января 2017 года для
старшеклассников школ №3 и №12 был организован музыкальный час с участием
поэтов-бардов Людмилы Мехедко, Ларисы Сокоренко и Эдуарда Фёдорова – членов литературно-музыкального
объединения «Крылья».
Вместе с поэтами мы
обратились к светлому образу Александра Сергеевича Пушкина и его бессмертным
творениям, которые получили новое рождение благодаря известным и малоизвестным
композиторам и музыкантам.
Пушкин писал: «Из
наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!». В
истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта,
творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина.
Музыкальная Пушкиниана насчитывает тысячи названий. На его литературные
творения положена музыка и созданы оперы, романсы, симфонические произведения,
музыкальные драмы, балеты, народные песни.
«Пушкин – неисчерпаемый
родник для русской музыки…» – писал и композитор Александр Серов, а композитор
Анатолий Лядов говорил: «О, Пушкин, Пушкин! Вечный лучезарный художник… Вот
перед кем могу стоять на коленях!»
Неимоверно велика
роль творчества Александра Сергеевича Пушкина в развитии русской музыкальной
культуры! Яркие и эмоционально насыщенные образы его произведений позволяют композиторам
создавать красивую музыку. Однако хочется немного рассказать о значении и влиянии музыкального искусства на жизнь и
творчество самого Пушкина, сила воздействия на которого была очень велика. Музыкальные
впечатления детства Пушкина – это русская народная песня. Именно о ней надо
говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных
откликов на искусство звука. Известно, что его няня – Матвеева (Яковлева) Арина
Родионовна не только хорошо знала множество сказок, поговорок, пословиц, былин,
но и обладала красивым голосом. Маленький Пушкин часто слышал, как она
пела русские народные песни. Позже, вспоминая
юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Наперсница
волшебной старины…
…Ты, детскую качая
колыбель,
Мой юный слух
напевами пленила
И меж пелен
оставила свирель,
Которую сама
заворожила…
В годы учёбы в
Царскосельском лицее жизнь Пушкина была наполнена интересными музыкальными
впечатлениями, он часто посещал домашний театр графа Толстого, в котором слушал
оперы Россини, Фомина. Позже, находясь на службе в Коллегии иностранных дел в
Петербурге, он соприкасается с музыкой в концертных залах музыкальных собраний,
в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется его
музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности. В этот период его стихи
были переложены на музыку лицейскими композиторами Николаем Корсаковым и
Михаилом Яковлевым.
За шесть лет ссылки
Пушкин был оторван от столичной жизни. По возвращению он с жадностью и
восторгом окунается в мир искусства. Александр Сергеевич появляется на
концертах в филармоническом зале, на музыкальных вечерах у Зинаиды Волконской,
дом, который был, как писал Вяземский, «волшебным замком музыкальной феи…». Поэт
часто бывал в Москве в Петровском (ныне Большом) театре, слушал оперы Моцарта и
Вебера. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы «Иван Сусанин»
Михаила Глинки. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил её сразу и
ответил на злобные выпады стихами:
…Слушая сию новинку,
Зависть, злобой
омрачаясь,
Пусть скрежещет, но
уж Глинку
Затоптать не может
в грязь…
Музыка Глинки была
дорога и понятна Пушкину. Поэт часто встречался с композитором, который сочинил
музыку ко многим произведениям писателя. На непревзойдённый шедевр Пушкинской
любовной лирики «Я помню чудное мгновенье…» Михаил Глинка создал известный русский
романс, который звучит в исполнении многих известных артистов. При жизни
Александра Пушкина Михаил Глинка создал и оперу по поэме «Руслан и Людмила».
Как и сама поэма, опера имел ошеломляющий успех.
Постепенно круг композиторов
и музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширялся. При жизни поэта на его
стихи также писали романсы известные композиторы Алексей Верстовский и
Александр Алябьев. Многие романсы вошли в постоянный светский репертуар:
«Чёрная шаль» и «Старый муж» (композитор А.Верстовский), «Зимний вечер» (композитор
М.Яковлев).
Произведения
Александра Сергеевича Пушкина широко звучали в музыке второй половины ХІХ века,
когда поэта уже не было на этой земле. Композиторами были созданы оперы: «Русалка»
(Александр Даргомыжский), «Борис Годунов» (Михаил Мусоргский). «Сказка о царе
Салтане» и «Золотой Петушок» (Николай Римский-Корсаков), «Алеко» (Сергей
Рахманинов). Большую известность получили оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая
дама», сочинённые Пётром Чайковским.
Композиторы ХХ века
на произведения Александра Пушкина создали более 500 романсов, множество опер, балетов, сочинили
музыку к различным спектаклям и кинофильмам. Среди них Сергей Прокофьев, Дмитрий
Шостакович, Георгий Свиридов. Композитором Анатолием
Быкановым создано музыкальное представление «Сказки о попе и его работнике Балде» (единственная сказка, не
напечатанная при жизни Пушкина).
Пушкин писал:
…Нет, весь я не
умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт
и тленья убежит –
И славен буду я,
доколь в подлинном мире
Жив будет хоть один
пиит!..
К бессмертным творениям Александра Сергеевича Пушкина и в ХХІ веке продолжают обращаться известные и малоизвестные композиторы и музыканты, среди
них и участники литературно-музыкального объединения «Крылья». Музыкальный час
составили Пушкинские произведения в музыкальном обрамлении и исполнении Ларисы
Сокоренко: «Чёрная шаль» (в стиле цыганского романса), «Прощание» (в жанре русского
романса), «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (в ритме маршевой песни). К
последним строфам романа «Евгений Онегин» Эдуард Фёдоров сочинил музыку –
получилась красивая лирическая песня, которая прозвучала в исполнении дуэта Людмилы
Мехедко и Эдуарда Фёдорова. Также на экране был представлен фрагмент
романа-оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. В великолепном исполнении
Дмитрия Хворостовского (видеозапись) старшеклассники послушали романс «Я помню
чудное мгновенье…» Александра Пушкина и Михаила Глинки. Через экран звучала и увертюру
композитора к гениальной поэме «Руслан и Людмила». Был показан и фрагмент музыкального представления о героях Пушкина - попе и его работнике Балде. В исполнении Людмилы Мехедко
прозвучали Пушкинские романсы «Зимний вечер», «Не спрашивай, зачем унылой думой…».
Все эти произведения звучали по ходу моего рассказа о Пушкине и музыке в его
жизни.
Десятого февраля
вся мировая общественность отметила трагическую дату в судьбе Александра
Сергеевича Пушкина – 180 лет со дня смерти поэта. Безжалостная рука
французского офицера Жоржа Дантеса остановила жизнь Пушкина в неполные тридцать
восемь лет. Как жаль! Ведь так много ещё смог бы он сказать через магию своего
поэтического дара. Заключительным аккордом музыкального часа стала песня «А всё-таки жаль…» Булата Окуджавы,
исполненная Людмилой Мехедко.
Галина Сташкевич, ведущая Пушкинской литературной гостиной
и руководитель литературно-музыкального объединения «Крылья»
Комментариев нет:
Отправить комментарий